«Кувшин с трещинкой»

Красноярская региональная общественная организация «Ассоциация развития гражданского общества» (КРОО «АРГО»)

г. Железногорск
Горбунов Андрей Николаевич, директор КРОО «АРГО», 89135605009
Захарова СветланаАлексеевна, руководитель проекта, 89135536585

Цели и задачи проекта

У пожилой женщины были два кувшина для воды: один был безупречным, а другой был с трещинкой. В конце длинного пути от реки к дому кувшин с трещинкой оставался заполненным лишь наполовину. Так было каждый день: женщина приносила домой только полтора кувшина воды. Целый кувшин был очень горд своей работой, а кувшин с трещинкой стыдился своего недостатка: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к дому бежит вода». Женщина усмехнулась: «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы? Я посеяла там семена цветов, потому что знала о твоём недостатке - ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы. Теперь цветы радуют мое сердце, давая мне силы продолжать свою нелегкую работу».
Восточная притча

Цели:

  • формирование инклюзивной культуры в Железногорске через создание Школы «особых» волонтёров для 15 подростков 14-16 лет и проведения цикла из не менее 6 теоретических и 2 практических занятий;
  • организация деятельности семейного клуба «Стожар» для 72 родителей 25-47 лет, 56 детей 5-11 лет, из них 32 ребёнка с ОВЗ;
  • оборудование помещения специальными пособиями для проведения не менее 7 инклюзивных занятий для детей, не менее 7 тематических встреч для родителей, не менее 7 занятий для волонтёров, не менее 7 выездных консультаций для родителей;
  • создание электронного сборника «ОКНО (не менее 49 экземпляров) для внедрения и распространения опыта в области инклюзивного образования.

Задачи проекта:

  • организовать Школу «особых» волонтёров, обучить волонтеров специфике сотрудничества с семьями, имеющими детей с ОВЗ, на теоретических и практических занятиях;
  • создать инклюзивный семейный клуб «Стожар» в специально оборудованном помещении с необходимыми пособиями для инклюзивных занятий с детьми, тематических встреч с родителями.

Реализация проекта

Реализация проекта — за счёт собственных средств, т. к. проект находится на стадии финансирования.

Инклюзия предполагает организацию деятельности детей независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. В проекте не только нормотипичные дети, но и их братья, сёстры, соседи, друзья с повышенными потребностями из других семей включаются в общие мероприятия, объединённые одной тематикой. Волонтёры, пройдя обучающий курс в Школе «особых» волонтёров, овладеют навыками общения, приобретут знания об инклюзивной культуре.

Формы: теоретические занятия и практические тренинги для волонтёров, инклюзивные занятия с детьми-инвалидами и нормотипичными детьми, тематические встречи для родителей.

Содержательная часть:
  1. Организация работы семейного клуба «Стожар» (Стожар - ось, то, что позволяет миру быть в равновесии и собранности):
    • благоустроено помещение специальным оборудованием для занятий и клубных встреч;
    • организована «Школа «особых» волонтёров»;
    • создан график работы специалистов инклюзивного образования (логопед, дефектолог, психолог);
    • информированы жители Железногорска о начале, ходе и результатах проекта через СМИ, социальные сети, организации-партнеры.
  2. Цикл тематических, консультационных встреч с родителями:
    • изготовлены памятки, анкеты, опросные листы;
    • проведены мероприятия в специально оборудованном помещении;
    • организована передвижная библиотека для детей и родителей;
    • изготовлен электронный сборник «ОКНО» - Очень Короткие Новости - для распространения опыта инклюзивной культуры.
  3. Цикл инклюзивных занятий с детьми:
    • подготовлены материалы для учебной и продуктивной деятельности, для конкурсов, викторин, развлечений, выездных мероприятий (распечатки заданий, заготовки для поделок из бумаги, трафареты);
    • проведены инклюзивные мероприятия в разных формах и на разных площадках города.
  4. Организация надомного обучения детей-инвалидов
    • проведены выездные диагностические занятия с участием логопеда, дефектолога, психолога, волонтёров.

Результаты проекта

В результате реализации проекта предполагаются следующие результаты:
  • волонтёры: подготовлены волонтёры для взаимодействия с семьями детей-инвалидов, со специалистами;
  • дети-инвалиды, нормотипичные дети: сформированы начальные представления о толерантности, расширится круг общения; отмечена положительная динамика психоэмоционального состояния здоровья всех участников проекта;
  • родители детей-инвалидов, нормотипичных детей: повысят свою педагогическую компетентность в вопросах инклюзивного образования;
  • специалисты проекта: качественно изменен педагогический имидж специалистов коррекционного образования.


Перспективы развития

Инициативная группа планирует развитие проекта в следующих направлениях:

  • распространение опыта Школы «особых» волонтёров через СМИ, социальные сети;
  • развитие социальных отношений в инклюзивной среде (учреждения образования, социализация детей в программе «Доступная Среда»), расширяя область сотрудничества с организациями-партнёрами, общественностью Железногорска, Красноярска;
  • создание и реализация других проектов в сфере инклюзивного образования.

Для дальнейшего продолжения (развития) проекта возможно привлечение дополнительных финансовых ресурсов через участие в грантовых программах, сотрудничество с организациями-спонсорами, частичная оплата услуг самими семьями.

Семейный инклюзивный клуб «Стожар» - городская территория толерантности для разных детей и взрослых. Мы верим, что дети «с трещинками» могут сделать наш город лучше! Главное для нас - не только верить, но и делать!