09.09.2016

От качества образования зависит качество жизни и будущее страны

Алексей Клешко, кандидат в депутаты Законодательного Собрания края третьего созыва по Кировскому избирательному округу, убежден, что образование должно быть приоритетом для общества и власти.

Корр.: "На днях Ольга Васильева, новый министр образования России, поручила пересмотреть программу образовательных стандартов внести конкретные изменения и внести изменения уже к 1 октября. Она считает, что в школах наблюдается банальное натаскивание учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, учителя просто не понимают, чему они должны научить детей".

Алексей Клешко: "Что касается нового министра, новая метла по-новому метет. Насколько нам известно, уже серьезные кадровые перестановки произвела Васильева в министерстве образования РФ. Известно, что Васильева принадлежала к числу критиков бывшего министра Ливанова. Эксперты, с которыми мы общаемся в федеральной системе образования, связывают с ней такую степень большей гуманитаризации образования не в смысле невнимания к инженерным, технологическим и прочим специальностям, а в смысле менее бюрократического, более человеческого подхода. Надеемся, что это может сказаться на уменьшении бюрократической нагрузки на педагогов. Мы перед краевым августовским педсоветом провели мониторинг по 6-ти школам, чтобы проверить, кто загружает школы отчетностью, цифрами, справками и т.д. Выяснилось, что только 30 % - органы управления образования, 65 % - контролирующие органы: прокуратура, следственный комитет, счетная палата и т.д. Мы надеемся, что произойдет дебюрократизация постепенная. Новые, только что принятые федеральные государственные образовательные стандарты и сегодня не подразумевают натаскивания, но сама система ЕГЭ привела к тому, что начали натаскивать. Это тоже должно измениться.

- Я бы сказал, что нам нужно защитить саму идею ЕГЭ, потому что он стал важным элементом, который, с одной стороны, обеспечивает контроль за качеством образования в школе, с другой стороны, это входной билет ребенка в вузы. Я помню, как сдавал экзамены школьные по одним билетам, а приехав в университет, увидел совершенно другие вопросы в билетах, потому что вузы делали все это самостоятельно. Система ЕГЭ привела все это к единому стандарту. Не случайно наших красноярских ребятишек стало поступать в вузы с высокой репутацией больше. Нужно сохранить идею ЕГЭ, но при этом разбюрократить, сделать все для того, чтобы не было натаскивания. У меня есть еще одна важная мысль. Сейчас выборы. Много ли кандидатов говорит про образование? Много ли людей говорит о том, что нам нужны новые школы, что у нас в Красноярске половину школу требуется новых построить не потому, что они аварийные, они уже просто морально устаревшие. Нельзя ребенку прививать новые знания в устаревшем здании. Это же ненормально. Нам нужно это менять. Это, конечно, задача ни одного дня. Это должна быть задача на 10-20 лет, но она должна быть поставлена. По детским садам произошло обновление. Но уже сейчас в наши школы приходят дети из тех переполненных детских садов, и на них мест не хватает. Ко мне 1 сентября на линейке подошли родители ученика одной из школ Красноярска на правобережье. В 1 классе раньше была игровая, а теперь учебный класс. Понятно, что он недоукомплектован, надо этим заняться, будем помогать. Сама по себе тема очень важна. Это лишь один из вопросов. Темы, которые волнуют людей - материальное оснащение школы, вопрос платности, вопрос поборов, вопросы, связанные с обновлением педагогических коллективов.

- С одной стороны, мы должны уважать педагогов, но с другой стороны, средний возраст учителя математики в крае - 60 лет. Спасибо огромное тем ветеранам педагогического труда, которые продолжают преподавать в школах, особенно в сельских, где просто невозможно найти другого преподавателя. Но кадровая проблема для образования должна решаться. Мы понимаем, 30 тыс. педагогов - огромная армия. Быстро подготовить такое большое количество сложно. Но этим нужно заниматься. Заинтересовано в этом должно быть само общество. Пока в актуальной повестке все говорят: дети - это важно. Но перевести это в плоскость, что нужны дети с хорошим образованием, доступным образованием, что нам нудны школы не как камера хранения, куда родители сдали ребенка, а как то место, где ребенок формирует условия своего жизненного старта. Это очень важно. Недооценка этого сегодня в обществе есть.

Корр.: То есть проблема нехватки мест в детских садах последовательно приводит к переполненности учеников в школьных классах?

Алексей Клешко: "Количество первых классов растет последние годы".

Корр.: Как вы считаете, нужно строить школы или есть другие выходы из ситуации?

Алексей Клешко: "Вторая смена - ужасно неудобно. Это вынужденная мера. Нам надо сейчас строить новые школы. Пока с этим очень сложно. Мы добивались капремонта школы на Красрабе. Потребовалось губернатора пригласить, чтобы он увидел, что половина третьего этажа стоит как аварийно закрытая, после этого были приняты решения по выделению этих 120-ти млн., которые были необходимы городу на ремонт этой школы. Но теперь мы боимся, как бы не повторилась ситуация с 72-ой, когда один подрядчик менялся на второго третьего, а детям приходилось учиться в других школах. Это серьезная проблема. Но помимо этого есть другие важные вещи. Новые образовательные стандарты предусматривают большое количество дополнительных занятий для детей. Фактически сегодня ребенок в школе занят больше, чем раньше. Школа должна дать такие возможности.

- Пока мы автобусами обеспечиваем преимущественно сельскую местность, наверное, нужно думать про школьные автобусы для города, чтобы после основных занятий, которые должны преподаваться в школе, у школы была возможность отвезти своих детей в зоопарк и провести дополнительные занятия по биологии, флоре и фауне, в музей и провести дополнительные занятия по истории, краеведению, художественному воспитанию в образовании и т.д. Таких дополнительных ресурсов, которые могли бы быть использованы школой, на самом деле много".

Корр.: Как относится к нововведениям в образовании?

Алексей Клешко: "Школа - всегда место эксперимента, педагогического в том числе. Преподавать - не вытачивать одну и ту деталь на станке. Преподавать - все время находиться в поиске. Меняются сами наши дети, они становятся совсем другими, у них гораздо больше доступа к информации, что требует иного знания, новых методик. Сегодня наши педагоги говорят: у нас неформальное образование. Это Интернет, друзья, знакомые, необразовательные институты и соучреждения культуры. В этом смысле очень важно следить за тем, что происходит. Стандарты разрабатывала наша академия педагогических наук. У всего этого подписана не просто фамилия министра Ливанова. За всем этим стоит определенный круг академиков педагогических наук, которые все это готовили. Я бы сказал, что нам нужно в первую очередь организационные изменения, чтобы освободить школу от лишнего груза".

Корр.: Действующие стандарты подразумевают развитие логики и т.п.?

Алексей Клешко: "Стандарты написаны правильно, но не конкретно. Поэтому ЕГЭ все остальное начинает передавливать. Задача - дополнить федеральные образовательные стандарты такими качественными показателями, которые не позволили бы натаскиванию заменить преподавание".

Корр.: Какие еще важные проблемы надо обозначить в образовании?

Алексей Клешко: "Очень важная тема - кадры. Рядом с кадрами - оплата труда, которая сильно изменилась в условиях выполнения майских указов президента. Но этим нужно заниматься и дальше. Пока изменения коснулись только общеобразовательных школ. У нас есть дополнительное образование, дошкольное образование. Этим тоже очень серьезно нужно заниматься. Я бы выделил очень важную проблему, которая тоже имеет общественный резонанс, - вернуть престиж учительской профессии. Общество должно уважать учителей. Это как с полицией. Ты сначала не уважаешь полицейского, а потом бегаешь - ах, у меня что-то украли, и прибегаешь к тем, кого ты вчера костерил. Так же и с учителями. Если общество беспокоится за своих детей, оно должно уважать тех, в чьи руки верует своих детей".

Корр.: А чего нам недостает в образовании?

Алексей Клешко: "Нам не хватает современности в школах. Ребенок - это губка, которая чувствует: школа современное место или не очень современное. Нам не достает большего родительского участия. В лучших красноярских школах участие родителей в воспитательном процессе, а потом уже в образовательном есть. Это видно. Это сразу меняет атмосферу в школе. Все идет от директора. Если он не просто сухой менеджер, если он понимает необходимость связей, коммуникаций с родительским сообществом, ищет дополнительные ресурсы. Будь то инженерные классы, будь то рядом находящиеся учебные заведения среднего профессионального образования - это все дает шансы развивать и делать школу более интересной".

Корр.: Сейчас какая школьная модель? Раньше все время родители считали, что ребенка надо сдать в школу, а задача школы - заниматься его образованием, воспитанием. Сейчас эта парадигма меняется?

Алексей Клешко: "Наши исследования показывают, что, к сожалению, большая часть родителей живет в этой парадигме, а дети уже хотят другого, и педагоги готовы к другой практике. Ее нужно создавать".

Корр.: Расскажите, почему избираетесь именно в Кировском округе?

Алексей Клешко: "Я всегда избираюсь на правом берегу. Потому что правый берег - то место, где я прожил практически всю жизнь, это место, где жили родители. Если ты идешь на выборы, надо избираться там, где ты понимаешь, как жизнь устроена, понимаешь, как люди дышат, чем живут, потому что главная задача - слышать людей, работать для людей".

Корр.: Вы проводите много встреч. С какими вопросами обращаются люди?

Алексей Клешко: "У меня все встречи всегда начинаются с отчета. Когда ты действующий депутат, перед выборами люди спрашивают, чтобы отчитался. Кто-то благодарит. Это всегда приятно. Но практически сразу это переходит в режим наказов, новых поручений, новых тем. Заканчиваются всегда встречи большими общими разговорами, где мы обмениваемся мнениями, впечатлениями, что происходит, почему происходит, как меняется жизнь вокруг нас. Если коротко собрать ключевые проблемы, которые мы обсуждаем с людьми, то можно выделить 5 блоков. Первый - безопасность, здоровье, экология. Они наполняются разными предложениями. В Свердловском районе очень актуальна проблема нехватки помещений для поликлиник. Этот вопрос люди задают. В Кировском районе пожилые люди больше спрашивают, почему такие очереди в поликлиниках, почему так долго нужно ждать помощь. Второй блок - рабочие места и работа. В Кировском районе много пожилых людей, ветеранов, пенсионеров, которые работали на крупных предприятиях. У них душа болит, они переживают, что сегодня делается для этого. Они радуются, когда им рассказываешь, что, например, в пос. Таежный открыли новое алюминиевое производство, которое уже по экологическим стандартам работает, не так как КРАЗ. В целом люди за это очень сильно переживают.

- Третий блок - образование. Но образование для жизни и воспитание для жизни. Людей интересует не воспитание в виде чего-то отвлеченного, они говорят о патриотизме, о нравственном стержне, который нужно воспитывать в детях. Это на самом деле очень важно. В образовании постоянно поднимают вопросы о платности. Каждый сигнал мы должны точно проверять, до самых жестких разборок должно все происходить. Четвертый блок вопросов - ЖКХ и благоустройство. Людей волнует не только проблема капремонта, не только платежка, но и изношенность жилого фонда, аварийное ветхое жилье. Если взять правый берег, - все двухэтажки, которые строились в послевоенные годы, и деревянные бараки. Людей волнует программа сноса ветхого и аварийного жилья. Это, конечно, приоритет, который должен быть у власти. Но поскольку правобережье - край опытных людей, они говорят: а наши сети, канализации, водоводы и все остальное? Это все нужно менять. Это можно сделать только с помощью государства. Без государственной поддержки никакие граждане это не смогут оплатить, не должно быть залезания в карман граждан. Пятый - нравственный блок вопросов - люди говорят о справедливости, о чувстве взаимопомощи, взаимовыручки. Люди должны быть уверены, что рядом есть те, кто их услышит, кто постарается им помочь. Отфутболивание, которое чиновники часто применяют, - безобразие, с которым жить людям тяжело. У меня всегда возникает вопрос: эти равнодушные чиновники не с луны же к нам прилетают? Что происходит с людьми, какой вирус их заражает, что им становится наплевать на окружающих? Нам всем надо создавать атмосферу в обществе. Такие люди не должны быть во власти. Таких людей вообще до людей допускать нельзя".

Корр.: Что вы намерены делать, если избиретесь?

Алексей Клешко: "Я не устаю на всех встречах говорить, что состояние бюджета таково, взаимоотношения с федеральным центром, Минфином таковы, что главная задача нового Заксобрания - отстаивание нашего блока, который мы создали за эти годы, социального законодательства в крае. Это дополнительные расходы бюджета. Но я считаю, что они оправданы. Когда мы вводили в действие наш закон о ветеранах труда Красноярского края, когда мы принимали закон о дополнительных выплатах студентам, о краевом материнском капитале, о пособиях многодетным, о пособиях опекунам. Можно долго перечислять. На один только закон о льготах и субсидиях при оплате ЖКХ край тратит 9 млрд. руб. Есть желающие сказать: давайте мы эти деньги отдадим куда-нибудь, и начинают перечислять. Вроде бы все важно, но у людей это отбирать нельзя. Мы должны защищать социальное законодательство, те социальные завоевания, которые у нас есть в крае. Над ними нависла большая угроза. Их нужно защищать. Второе - тема обновление социальной инфраструктуры и в образовании, и в здравоохранении. Мы построили новый медицинский центр фактически. Но нам нужно внимание к первичному звену, поликлиникам, их укомплектованности. Это важная задача. Также это снов ветхого жилья, коммунальная инфраструктура - те задачи, которые стоят и перед городскими, и перед краевыми властями. Я не говорю, что возьмусь один все это решить. Решения принимаются коллегиально. Обо всем нужно договориться. Но стараться, пытаться необходимо".


Возврат к списку