Резолюция Форума «Общество, дружелюбное к детям» - 2016
«Сверхновая вселенная детства»

В 2016 году форум проводился в два этапа. Первый этап проходил 2 августа 2016 года в формате экспертной сессии «Сверхновая Вселенная Детства» и традиционные стереотипы взрослых» во время проведения летнего гражданского форума.

Второй этап прошел 27-28 октября 2016 года по адресу г. Красноярск ул. Молокова 37 «а».

В форуме приняли участие:

  • Уполномоченный по правам ребенка края;
  • представители органов и учреждений системы образования края;
  • представители органов и учреждений системы профилактики жестокого обращения с детьми края;
  • представители органов исполнительной, законодательной и муниципальной власти края;
  • представители СО НКО;
  • школьники старших классов;
  • представители научного сообщества;
  • представители родительского сообщества.

Всего в двух этапах форума приняло участие более 300 человек.

Основные тематические направления площадок форума:

Во время экспертной сессии обсуждались следующие вопросы:

  1. «Взрослые параметры» детской среды обитания XXI века: ломка привычных представлений о признаках «детскости»
  2. Новые социальные характеристики детства и вечные проблемы воспитания
  3. «Детскость 90-х» как характеристика современного родительского корпуса: тенденция исключения детей из «поля интересного»
  4. Предметничество как приоритет современной школы и психолого-педагогическая дисквалификация профессионального учительства
  5. Школа: формирование устойчивых стереотипов неуспешного поведения и трансляция в детскую среду образца неудачника
  6. Модели взрослого поведения, адекватные новым условиям и новому типу ребенка.

Второй этап был посвящен теме сиротства и самоопределению детей. Основные темы, которые обсуждались на форуме:

  1. «Межсекторное взаимодействие и эффективные социальные технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
  2. «Проблемы самоопределения детей-сирот и пути их решения»
  3. «Социальное сиротство детей: преодоление межведомственных барьеров»
  4. «Семейные традиции как способ укрепления семьи и снижения конфликтов»
  5. Новые формы работы с родителями: модели и технологии проведения»
  6. «Город и школа как пространство проб, самоопределения и развития»

Проблематика, озвученная на форуме:

В ходе работы экспертной сессии 1 этапа:

  1. Масса стереотипных представлений о ребенке и «детскости» разбиваются о современную реальность.
  2. «Планету «Дети» от «Планеты для детей» можно отделить лишь очень условно, тем не менее важно эти позиции рассматривать и учитывать, поскольку между ними есть существенный дисбаланс.
  3. Современная среда для детей характеризуется следующими параметрами:
    • информационной многоканальностью, насыщенностью,
    • отсутствием информационных табу и информационных фильтров,
    • агрессивностью окружающей действительности,
    • отсутствием в городской среде для детей и подростков легитимных мест для проб и приобретения опыта,
    • преобладанием «детско-игрового» стиля общения с детьми над «взрослоответственным»,
    • недостаточность (особенно в сельской местности) развивающих педагогических практик,
    • многоканальностью влияния взрослой среды на ребенка и подростка,
    • периферийной ценностью жизни и здоровья, высокой ценностью креативности и экстремальности;
    • неразличением важного и неважного в жизни и отношениях людей,
    • «размытостью» сетей интересного, недостатком «сетей интересного» в реальной жизни,
    • свертыванием семьи и диалога поколений (ранним «выталкиванием» ребенка из семьи в социальные институты, нежеланием старшего поколения посвящать себя большей частью внукам);
    • повышение рождаемости главным образом из материальной заинтересованности;
    • увеличение замещающих семей и семейной опеки главным образом из материальной заинтересованности,
    • большей частью свободный и бесконтрольный доступ детей к пространству интернета и социальным сетям.
  4. Характеристики современного ребенка и его жизненной траектории:
    • сосуществование ярко выраженных тенденций рано завершающегося и, напротив, «сильно затянувшегося» детства,
    • многовариантность траекторий детства,
    • суперинформированность детей,
    • хаотичность детского знания,
    • свободное и часто одинокое блуждание ребенка в царстве собственной фантазии и собственных гипотез,
    • высокая внушаемость, «ведомый тип» воображения,
    • визуально-клиповое мышление и его признаки: алогизм, отрывочность, яркость, доминирующие визуальные каналы связи,
    • неумение различать виртуально-игровое и жизненное,
    • отсутствие ценности реального взаимодействия с другими и в команде,
    • огромный разрыв между «сильными» и «слабыми» детьми,
    • наличие детей мира (а не Красноярска),
    • все более увеличивающаяся реактивность (в противовес усидчивости и сосредоточенности),
    • неразвитость способности к диалогу с другими (а не с самим собой), распознавания чужих смыслов и их изложения,
    • отсутствие развитого критического мышления,
    • особое стремление к креативу и сопутствующим атрибутам (экстремальное и интересное),
    • отсутствие в ценностном поле доминирующей ценности жизни и здоровья,
    • размытость и быстрая смена авторитетов,
    • часто встречающиеся подвижные горизонтальные детские сообщества без яркого лидера,
    • быстрая (в течение одного дня) смена лидеров в детском и подростковом коллективе,
    • высокий уровень инфантильности,
    • устойчивые иллюзии собственной взрослости,
    • отсутствие опыта правильных эмоциональных реакций,
    • отсутствие правового и гражданского понимания проблемных ситуаций,
    • отсутствие адекватного понимания жизненных трудностей и опыта их преодоления, склонность к суициду,
    • неотрефлектированные ценности,
    • несформированное сакральное ядро характера,
    • преобладание этики «справедливо-несправедливо»,
    • недостаточная психологическая «маркировка» детей по полу, преобладание «унисекса» как признака детской среды;
    • отсутствие опыта в общении с «чужими взрослыми» и целый ряд других.
  5. Есть большая категория родителей, который сами становятся зоной риска для своих детей.
  6. Многие родители по разным причинам уделяют детям сегодня все меньше времени, более того, возраст «выгружения детей» из семьи значительно молодеет.
  7. Современные родители хотят сделать ребенку хорошо, исходя из собственного опыта, собственных идеалов. Стараются заниматься детьми с точки зрения поиска для них лучшего места и занятий. НО основания для принятия решений у них пока явно недостаточные.
  8. Родительское обсуждение в интернете очень распространено: в интернет-анкетировании по Красноярскому краю, по Новосибирской области добровольно принимают участие десятки тысяч родителей. Почему? Интернет удобен, всегда можно на это найти время. Такое обсуждение позволяет своевременно узнать о негативах в том или ином учреждении и обезопасить ребенка. Но важно: родителям практически неоткуда взять информацию об адекватной для их ребенка среде развития – детском саде, школе, секции.
  9. Единицы родителей различают неакадемические успехи ребенка, моменты становления у него самостоятельности и инициативы; мало кто связывает то, что реально делают педагоги, с реальными результатами ребенка. Таким образом, родительская среда переживает период размывания понятных, наглядно представленных опытом взросления стереотипов и образцов воспитания детей в семье, рост вариативности практик семейного воспитания, рост предложений на рынке товаров и услуг. Все это характеризует закат «естественного родительства» и его переход в область сознательно планируемых стратегий (Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования).
  10. Нормативное поле ДОУ чаще всего определяется только аспектами безопасности детей (второй запасной выход, организация питания, место для прогулок). Значительная часть образовательных организаций существует вне нормативного поля. Это прежде всего инновационные нестандартные практики, с одной стороны, и совсем плохие практики, с другой. Поле таких ресурсов даже в городах не маркировано.
  11. Школа в 90-е годы пошла путем предметничества (исключительно преподавание и оценка знаний по предметам), ЕГЭ сегодня закрепил этот подход. Педагогика как профессиональная ориентация на траекторию успешности самого ребенка постепенно вымывалась из школы. Носителями остались отдельные педагоги и коллективы.
  12. В школе занимаются в основном только академической успешностью. В результате в обществе главным критерием стал диплом о высшем образовании – и как следствие завышенные жизненные ожидания (диплом не есть хорошее образование). Успешность спортивная, творческая не принимается как серьезное основание для гордости учеником, иногда эти позиции вступают в жизненное противоречие с приоритетом предметности. То есть школа может вступать в противоречие с жизненными устремлениями и способностями ребенка.
  13. Успешность предпринимательская, умельческая в школе даже не тестируется. Это имеет массу серьезных последствий. Лидерская успешность развивается или спонтанно (без педагогического сопровождения), или в единицах школ.
  14. Школа пока в достаточной мере не развивает необходимые для современного человека универсальные компетенции: умение анализировать и проектировать, умение продуктивно коммуницировать и представлять себя. Владеть современными IT-средствами и иностранными языками большинство учеников учатся вдалеке от уроков. Отмечается крайне низкий уровень ученых проектов.
  15. В нашей школе отсутствует сформированная педагогическая среда для принятия ребенком и подростком ответственных и инициативных решений в процессе образования (как, например, в Германии), значит, мы, по большому счету, не учим учащегося мыслить и самостоятельно выстраивать свои образовательные шаги.
  16. Несколько смещены и привычные представления о школах и их проблемах.

Школа переживает отложенные последствия ситуации 90-х годов, когда были сформированы устойчивые стереотипы неуспешного поведения и трансляция в детскую среду образца неудачника:

  • наши дети в 5-6 лет практически все гении и таланты. В 7 лет в школе практически 80 % – отстающие (с позиции именно академической успешности),
  • снижение престижа профессии учителя.

В ходе проведения 2 этапа форума:

  1. Некоммерческие организации воспринимаются органами власти как дополнительный (вспомогательный) ресурс, но не рассматриваются как полноправные партнеры, способные эффективно решать проблемы сиротства в Красноярском крае. Такая ситуация сложилась, с одной стороны, из-за отсутствия единого для всех ведомств механизма встраивания деятельности НКО в общий режим работы ведомств и учреждений, а с другой стороны, по причине отсутствия стабильности и необходимых компетентностей в самом некоммерческом секторе.
  2. Органы власти не рассматривают НКО как источник обратной связи, благодаря которому можно получить достоверную информацию о реальных проблемах, которые существуют у детей-сирот, выпускников детских домов и школ-интернатов, одиноких женщин с детьми, приемных родителей и пр. Также НКО не рассматриваются как площадки для апробации новых социальных услуг и технологий, необходимых целевой аудитории.
  3. Отсутствуют чётко обозначенные «точки входа» для предложений от НКО по внедрению и реализации новых услуг в социальной сфере. Так, НКО не всегда понимают, к кому конкретно обращаться с предложениями (к министру, губернатору, начальнику профильного отдела и т.д.) и в какое именно ведомство (сейчас за решение проблемы сиротства в Красноярском крае отвечают 3 ведомства: министерство здравоохранения, министерство соц. политики и министерство образования), в связи с чем затягивается процесс обнаружения в органах власти ответственных за принятие решения о реализации услуг, предложенных НКО, за сроки, в течение которых это решение должно быть принято, и за процесс согласования со всеми заинтересованными ведомствами, если услуга того требует.
  4. Проблема изъятия детей из неблагополучной обстановки всегда остается актуальной и в 2016 году приобрела остроту в связи с увеличением таких фактов (за 9 месяцев 2016 года в крае изъято уже 1365 детей).
  5. Несмотря на указанные в Национальной стратегии действий в интересах детей положения, которыми запрещается изъятие детей без проведения предварительной профилактической работы с семьей, по-прежнему остаются проблемы ранней профилактики детско-семейного неблагополучия.
  6. Ежегодно из обстановки, не отвечающей условиям к воспитанию несовершеннолетних в семье, в детские государственных организации временно помещаются до тысячи детей и подростков.
  7. Не исключаются факты неоднократного изъятия детей из неблагополучной обстановки в семье по причине пренебрежительного отношения к ним со стороны родителей или иных членов семьи, в результате чего причиняется огромный моральный вред самим несовершеннолетним.
  8. 8. Временное помещение детей в казённые учреждения в целях их социальной реабилитации затягивается на длительное время и, как следствие, несовершеннолетние подолгу проживают в соц. учреждениях без определенного социального статуса.
  9. Межведомственная разобщенность специализированных органов, обязанных обеспечивать заботу о детях и реализацию их права жить и воспитываться в семье, создает предпосылки такого явления, как социальное сиротство.
  10. Отсутствие слаженных механизмов межведомственного взаимодействия не позволяет своевременно работать над устранением причин детского неблагополучия, сопряженного с нарушением прав детей в семье и последующим их изъятием из семьи.

По итогам форума участниками сформулированы предложения:

1. Губернатору Красноярского края:

  • дать распоряжение органам власти края и рекомендации органам местного самоуправления края применить и реализовать предложения, поступившие во время форума в области развития и защиты детства.

2. Правительству Красноярского края:

  • разработать закон края «Об общественных воспитателях», направленный на формирование ответственного родительства, профилактику социального сиротства и оказание реальной помощи семьям с ранними признаками детского неблагополучия;
  • на основании порядка, предусмотренного Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ, формировать муниципальный заказ на социальную услугу по работе с детьми, находящимися в неблагополучной обстановке, который могут исполнять как ведомственные организации, так и НКО;
  • принять на уровне Красноярского края правовой акт (регламент) о взаимодействии НКО и органов власти в вопросах социального сиротства;
  • разработать правовые основания и создать на базе НКО экспериментальные площадки для апробации социальных услуг по профилактике изъятий детей из кровных семей, например, таких, как: создание социальных гостиных для организации позитивного досуга детей; создание низкопороговых клубов для формирования позитивных сообществ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание уличных социальных служб; создание социальных гостиниц и др.

3. Совету по краевым социальным грантам Красноярского края:

  • определить одним из приоритетных направлений грантовой программы Красноярского края на 2017-2019 года разработку новых технологий в решении проблемы сиротства в Красноярском крае.

4. Министерству социальной политики, министерству здравоохранения и министерству образования Красноярского края:

  • разработать совместно с профильными НКО, оказывающими социальные услуги для детей-сирот, единый регламент по взаимодействию подведомственных учреждений для сирот и НКО;
  • внедрить в профильные государственные программы Красноярского края механизм субсидирования СО НКО по выявлению и внедрению новых социальных технологий в области решения проблемы сиротства в Красноярском крае;
  • способствовать развитию института психотерапевтической помощи семье и детям: поддерживать существующие в крае психотерапевтические объединения, прежде всего помогая им привозить с семинарами ведущих российских и зарубежных специалистов;
  • открыть филиалы Краевого детского психоневрологического диспансера № 1 на правом берегу и в Советском районе города Красноярска (министерство здравоохранения края)
  • открывать классы и школы 7 вида для детей с ЗПР (министерство образования края)

5. Агентству печати и массовых коммуникаций совместно с профильными органами исполнительной власти края:

  • организовать информационную компанию, направленную на популяризацию здоровой и счастливой семьи, базовых семейных ценностей.

6. Агентству молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края:

  • организовать регулярное обучение СО НКО анализу и оценке эффективности реализации социальных проектов, услуг, технологий способам их предъявления;
  • организовать совместно с департаментом имущества и земельных отношений города Красноярска, агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края цикл обучающих семинаров по предоставлению имущественной поддержки СО НКО края;
  • провести совместно с администрациями муниципальных образований края, работу по созданию в муниципальных образованиях края сети благоустроенных парковых зон по примеру парка на территории культурного пространства «Каменка».
  • разработать и провести организационно-методический семинар совместно с профильными министерствами края по созданию пространств, «дружелюбных» ребенку для учреждений и муниципальных образований края;
  • обучать СО НКО организации сотрудничества с бизнес-сообществом Красноярского края по совместной реализации эффективных социальных технологий в сфере детства (организация профильных грантовых конкурсов с участием бизнеса);
  • поддерживать социальные проекты и технологии по решению проблем сиротства, организации мастерских для мальчиков-подростков 12-16 лет, чтобы они могли регулярно что-то делать своими руками, получая таким образом навыки столярных и слесарных работ и основы автомеханики и электроники;
  • разработать регламент взаимодействия органов исполнительной власти с СО НКО.

7. Органам и учреждениям системы профилактики Красноярского края:

  1. в принятии решения об изъятии ребенка из неблагополучной обстановки ставить в приоритет международное право и в своих действиях опираться на положения Конвенции о правах ребенка и законодательные акты Российской Федерации и Красноярского края, положения Национальной стратегии действий в интересах детей;
  2. провести мониторинг ситуаций, связанных с изъятием детей из семьи, с целью выявления проблем межведомственного взаимодействия при изъятии ребенка из неблагополучной обстановки и помещения его в учреждение для сирот;
  3. ввести в практику ежегодное проведение «Больших родительских собраний» на территории Красноярского края с целью популяризации семейных ценностей, формирования ответственного родительства и профилактики социального сиротства;
  4. согласовать в кратчайшие сроки регламент действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности в случаях, когда возможно сохранить ребенку его право жить и воспитываться в семье (возврат в семью после изъятия), предусмотрев в нем:
    • самих участников ситуации: родителей (законных представителей), ребёнка;
    • метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего («Оценка рисков и возможностей»)
    • инструменты, которые позволят снизить показатели социального сиротства, являющиеся ключевым сигналом работоспособности и эффективности системы;
    • опираться на новые подходы межведомственного и межсекторного взаимодействия, основанные на восстановительных технологиях (переход от репрессивного и формалистического к восстановительному подходу)
  5. разработать профильные гранты для апробации инновационных социальных технологий, направленных на профилактику безнадзорности и беспризорности детей.

8. Органам местного самоуправления края:

  • при проектировании детских пространств учитывать потребности всех категорий населения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • ввести в функционал (через муниципальное задание) учреждений культуры, образования, спорта, молодежной политики, социальной защиты работу с социокультурными инициативами в области развития и защиты детства;
  • создать механизм учета мнения детей при решении вопросов организации безопасной развивающей среды путем привлечения детского сообщества к экспертизе проектов;
  • учреждениям культуры, молодежным и социальным центрам и другим проводить обучающие программы, раскрывающие потребности детей разных возрастов и их родителей, знакомить с современными подходами к работе с детьми, организовывать поощряющие обучающие поездки по лучшим российским и мировым культурным институциям, где налажена работа с детской аудиторией (в том числе в открытом пространстве);
  • в муниципальных учреждениях разработать и внедрить понятную и безопасную навигацию для детей на территории учреждения, прилегающей территории;
  • на территории учреждений создавать общественные пространства для детей («островки помощи», «места для ожидания», поддержка, помощь, экстренный звонок, укрытие, интернет и т.д.), а также создавать специальные детские развивающие пространства, связанные с общей концепцией работы учреждения, которые должны отвечать таким характеристикам как безопасность, комфорт и развитие;
  • поддерживать общественные и частные инициативы по работе с детьми;
  • часть социокультурных мероприятий для детей и семей, реализуемых учреждениями культуры, образования, спорта, молодежной политики, социальной защиты систематически проводить в уличной среде;
  • обеспечить содействие социокультурным проектам, созданными детьми и подростками;
  • обеспечить сохранение и развитие социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе муниципальных учреждений) дополнительного образования детей, недопущение их сокращения;
  • содействовать модернизации и развитию инфраструктуры дополнительного образования детей, организации отдыха и оздоровления детей, пространств проб, самоопределения и развития;
  • предусмотреть при строительстве новых микрорайонов создание образовательных и развивающих сред для детей разного возраста, сооружений для различных видов деятельности (спортивные площадки, мобильные автогородки и т.п.).

9. Гражданской ассамблеи Красноярского края:

  • организовать площадки для обсуждения социальных эффектов от проектов, реализуемых НКО, с целью повышения уровня компетентности НКО, формирования кредита доверия к выполняемой ими работе, улучшения взаимодействия с органами власти, бизнесом и общественностью;
  • разрабатывать ежегодный альтернативный доклад о реализации Конвенции по правам ребенка и Национальной Стратегии действий в интересах детей, в котором, в том числе, освещать: результаты работы НКО и их дальнейшую стратегию, то, насколько эффективным оказалось взаимодействие НКО и органов власти в решении проблемы сиротства в Красноярском крае;
  • инициировать обсуждение и скорейшее принятие концепции семейной политики в Красноярском крае, согласованную с Конвенцией по правам ребенка и Национальной стратегией действий в интересах детей;
  • вовлекать органы власти и СМИ в промежуточные события по своим проектам и программам, регулярно информировать их об услугах и технологиях, которые разрабатываются НКО;

10. Научному сообществу ВУЗов региона:

  • активно вовлекаться в работу над решением проблемы сиротства в плане проведения научных исследований, направленных на оценку эффективности тех или иных инновационных программ, реализуемых НКО, требующих внедрения и господдержки в процессе их дальнейшей реализации;
  • популяризировать волонтерство среди студентов и педагогического сообщества по оказанию содействия СО НКО в сфере детства.

11. Общественности:

  • продвигать идеи развития общества, дружелюбного к детям с регулярным обсуждением проблем и путей их решения;
  • пропагандировать идеологию общества, дружелюбного к детям. Все участники форума должны стать носителями идеологии данного форума и способствовать ее распространению.